О блоге

Приветствую вас на страницах блога Надежды Базаровой! Для кого он? Для всех, кого волнуют вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольного образования и учителя-логопеды могут воспользоваться ресурсами сайта, поделиться своим мнением, открыть для себя полезные ссылки. Родители смогут найти материалы по развитию речи, профилактике нарушений в речевом развитии и элементы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с речевыми недостатками. В блоге масса интересного: статьи различной тематики, фотографии, мастер-классы, новости детского сада "Ладушки" и многое другое. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения!

среда, 19 марта 2014 г.

Ум на кончиках пальцев.

Практические рекомендации для родителей детей с речевыми нарушениями.

- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил…

Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила...
 Кто из вас, уважаемые родители, не помнит эти и другие игры-потешки  с ладошками и пальчиками ребенка. Почему такое множество вариантов подобных игр и  почему сохранились они до наших времен, сопровождая общение родителей и детей  с младенчества?  А все потому, что  это не просто стишки, а мудрость простого народа, накопленная веками в наблюдениях за поведением  своих  детей и сосредоточенная в нерукописных текстах многочисленных потешек, песенок, прибауток.
Люди давно заметили, что младенец стремится схватить и засунуть себе в рот все, что попадает в его ладошку; теребит мать, когда сосет грудь; пускает слюну, открывает рот, вытягивает губы, пытаясь что-то взять пальчиками. Становясь старше и овладевая ручной ловкостью, «помогает» себе языком при совершении мелких движений пальцами.
Эти  наблюдения и привели к пониманию того, что ладошка и пальчики маленького ребенка имеют волшебную связь с его губами и языком.  Воздействуя на ладонь дитяти и сопровождая свои действия потешками, мать  стимулировала развитие его органов речи и одновременно давала образец  для речевого подражания.
Зачем же нам отказываться от столь древнего опыта, проверенного веками и обоснованного наукой, ведь ученые-физиологи подтвердили близость расположения в головном мозге речевых и двигательных центров отвечающих за мелкую моторику и доказали возможность стимулирования центров речи воздействуя на соседние двигательные.
Если в младенчестве и раннем детстве рот помогал развитию руки, почему теперь, когда обнаружились речевые нарушения, руке не помочь  в развитии речи?
Понаблюдайте за ребенком, пытающимся высказаться, но не находящим нужных слов. Он интуитивно начинает стимулировать речевые центры мозга, принимаясь раскачиваться, теребить пальцами одежду или волосы. А школьник, крутя карандаш или шариковую ручку при ответе, разве не делает то же самое?  Даже взрослый человек, сосредоточенно думая о чем-то важном для него, теребит что-нибудь в руках. Ничего удивительного, ведь мысль человека – это ни что иное как речь в себе,  речь, перешедшая из внешней во внутреннюю (интериоризация).
Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Вот мы и пришли к выводу, что уровень развитие речи человека находится в тесной  взаимосвязи  с развитием руки и влияет на развитие мышления.
Думаю, уважаемые родители, мы убедили вас в важности развития мелкой моторики рук  и ручной умелости, особенно для ребенка с задержкой развития речи, её частичным нарушением или  общим недоразвитием. 
Как же можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
Существует так называемые пальчиковые игры. Они построены  по такому же принципу, что и народные игры с пальчиками. Движение пальцев сопровождается стихотворным текстом.  Такие игры, при желании, вы легко найдете на просторах интернета. Можно купить книгу с пальчиковыми играми, а можно придумать свои игры.  Это будет даже интереснее.
Массаж кистей и пальцев рук. Массаж рук является более серьезным воздействием и требует специальных знаний и умений. Но элементарный самомассаж, включающий поглаживание, разминание, вибрацию, постукивание, не принесет ребенку вреда, ведь он сам регулирует силу воздействия, опираясь на собственные ощущения. Массаж также можно проводить в форме игры.
Творческие продуктивные виды деятельности, такие как лепка, аппликация, рисование.
Изобразительные  виды деятельности способствуют многостороннему развитию ребенка и являются значимыми в дошкольном детстве   наряду с игрой, да и воспринимаются детьми как игра. Они развивают воображение, ручную умелость и вызывают речевую активность. 
Стимуляция нервных окончаний с помощью тактильных игрушек: катание массажных мячиков с шипами, перебирание бус и четок и др.
Настольные игры с мелкими предметами. Это мозаика или пазл,  конструктор с мелкими деталями. Самые недорогие игры могут оказать вашему ребенку весомую пользу. Сделать их можно и самим.
Бытовые упражнения в самообслуживании. Не спешите делать за ребенка то, чему он должен научиться делать сам. Это не только привьет малышу привычку поддерживать свой внешний вид в порядке, воспитает самостоятельность, но и ежедневно развивает мелкую мускулатуру рук. Застегивание и расстегивание  замочков и пуговиц одежды, шнуровка обуви, завязывание и развязывание пояса – все это прекрасное средство для стимулирования пальцев рук.

Как видите, развивать мелкую моторику рук очень просто! Стоит только задуматься, какую неоценимую пользу принесут эти нехитрые приемы для развития вашего ребенка. 

Автор: Базарова Н.А. учитель-логопед МБДОУ детский сад №22 
г. Балаково Саратовской области.

пятница, 7 марта 2014 г.

Поздравляем наших мам и бабушек!

В детском саду прошла самая весенняя неделя - неделя утренников, посвященных Международному женскому дню. Ребята подготовили для своих мам и бабушек яркие выступления и теплые поздравления. А педагоги, в свою очередь, вновь порадовали детишек сказочным представлением и сладкими подарками.



Для вас, женщины!

Женщине.

Рисунок Базаровой Екатерины

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!

Валерий Яковлевич Брюсов


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...