В ряду методик коррекции недоразвития речи логопедическая ритмика рассматривается как средство неспецифического воздействия на речевые и неречевые нарушения. Традиционно логопедическая ритмика понимается как система упражнений, построенная на связи движений с музыкой и словом (Г.А. Волкова). (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, 1941, Г.А. Волкова, 1985).
Представления о терапевтическом эффекте музыки, движений, ритма существовали еще до нашей эры. В трудах Пифагора, Аристотеля, Платона и других мыслителей говорится об основных компонентах музыки: мелодии и ритме, как о способах изменения настроения человека, его внутреннего состояния.
Психофизиологические и нейропсихологические исследования ученых 20 века подтвердили взаимосвязь между музыкальным воздействием и изменениями, происходящими в структурах головного мозга и психике человека (В.М. Бехтерев, И.М. Догель, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханова, Л. Демлинг). Положительные эмоции, полученные в ходе соприкосновения с искусством, оказывают лечебное действие на психосоматические процессы в организме, сердечнососудистую, дыхательную, двигательную, нервную системы.
В настоящее время в специальной литературе широко представлены многофункциональные возможности логопедической ритмики для коррекции речевых нарушений у дошкольников, тогда как эффективность применения этой технологии в тех же целях в раннем возрасте практически не изучена.
Между тем, ранний возраст по праву считается сенситивным периодом усвоения речи. До 3-х лет ребенок проходит существенную часть в формировании наиболее значимых для психофизиологического и речевого развития сенсорных систем: зрительной, слуховой и двигательной (И.М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер).
Благодаря зрительному восприятию человек получает большое количество информации, необходимой для накопления первичного словаря. Слуховое восприятие обеспечивает принципиальную возможность слияния звучащего слова с явлениями действительности (Б.Г. Ананьев).
Прочность ассоциативному ряду чувственного познания, включающего слово, придает тактильное восприятие. Единственное контактное, оно, по мысли Б.Г. Ананьева, дает наиболее адекватные представления об окружающем, отражает сравнительные, пространственные и временные отношения. Возникающее в действиях «мышечное чувство» усиливает другие ощущения и помогает связать их в сенсорный комплекс (И.М. Сеченов).
Базу интеллектуальной деятельности и речи детей раннего возраста составляет сенсомоторное поведение, внешним проявлением которого служит двигательная активность (И.М. Сеченов).
Эффект изначальной данности - врожденности сенсорных и моторных способностей, создается имеющимися у младенцев безусловными рефлексами: зрачковым, мигательным, глазодвигательным, шагательным и др. (Т.В. Алейникова). Благодаря анатомическому и функциональному дозреванию центрально-мозговых субстратов в процессе деятельности постепенно происходит формирование условных рефлексов, и круг восприятия расширяется. Дети 3-го года жизни способны различать основные цвета спектра и геометрические формы, могут дифференцировать звуки родной речи, однако вплоть до конца преддошкольного возраста господствует наглядное, аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие. Слово только начинает выполнять регулирующую роль в формировании новых двигательных реакций, и выступает не в своей специфической смысловой, а в интонационно-ритмической функции, в силу чего ребенку 2-х - 3-х лет трудно выполнить действие по словесному приказу (О.К. Тихомиров, В.В. Яковлева).
Исследователями детской речи отмечается, что задержка в формировании сенсорных функций обусловливает специфичность хода развития коммуникативно-речевой деятельности. Преимущественная доступность экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения у детей 3-го года жизни в условиях растущих коммуникативных потребностей сопряжена с эмоциональной лабильностью, и, как следствие, поведенческим и речевым негативизмом, что может приводить к вторичным нарушениям взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками.
Логопедическая ритмика, как универсальное средство воздействия на речевые и на неречевые психические функции, может быть представлена как наиболее органичное звено коррекционно-воспитательного процесса в силу игрового характера методики и комплексности воздействия на личность ребенка преддошкольного возраста (Г.А. Волкова). На необходимость активного внедрения занятий логопедической ритмикой в процесс преодоления нарушений речи в этот период времени указывает совпадение сенситивных периодов развития музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий