О блоге

Приветствую вас на страницах блога Надежды Базаровой! Для кого он? Для всех, кого волнуют вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольного образования и учителя-логопеды могут воспользоваться ресурсами сайта, поделиться своим мнением, открыть для себя полезные ссылки. Родители смогут найти материалы по развитию речи, профилактике нарушений в речевом развитии и элементы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с речевыми недостатками. В блоге масса интересного: статьи различной тематики, фотографии, мастер-классы, новости детского сада "Ладушки" и многое другое. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения!

суббота, 30 апреля 2011 г.

Обучение русскому языку – грамматический этап.


 Главы из статьи Натальи Геда.
Зачем мы изучаем грамматику русского языка?
В последние десять лет этот вопрос перестал быть риторическим и стал раздаваться все чаще. В самом деле, с массовым распространением компьютерной грамотности и текстовых редакторов необходимость знаний правил русской грамматики становится все менее очевидной. В самом деле, к чему выписывать прописи и зубрить правила, если, в конце концов, все равно набирать текст с клавиатуры? Не практичнее ли будет изучать методы набора и редактирования текста вместо графики и орфографии?
В минуты, когда к вам в голову приходят подобные мысли, важно не поддаться обаянию очевидности прагматического подхода и вспомнить, зачем нужно владеть нормативным языком.
Дело в том, что язык есть плоть и кровь мысли. Не владеть языком значит не владеть мыслью. В этом смысле человек, сознательно не овладевший грамматикой родного языка, никогда не сможет выражать свою мысль четко и последовательно. Отсутствие умений думать, формулировать мысли, произносить осмысленные речи, конструктивно спорить и содержательно возражать, которые так часто демонстрируют сейчас наши соотечественники, связано не с какими-то умственными расстройствами, - в первую очередь они вызваны неумением говорить, которое, в свою очередь, связано с элементарным незнанием основных фактов и правил русской грамматики. Во вторую и в третью очередь это «мыслительное невежество» еще связано с отсутствием познаний в области логики и риторики, но с незнания грамматики все начинается.
И, разумеется, целью изучения курса грамматики является вовсе не безошибочное знание десятков правил русской орфографии. Целью является овладение нормативным языком в его письменном и устном вариантах.
Выработка навыков устной речи на грамматическом этапе изучения грамматики.

С чего следует начать изучение грамматики? С овладения нормой устной речи. В первый год изучения грамматики ребенок, как Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Б. Шоу, должен поставить перед собой цель стать «настоящей леди» (или джентльменом, соответственно).
Это достигается через:
внимание к фонетике русского языка и отработку произношения отдельных звуков, слов и целых предложений (отработка интонации);
- изучение и отработка в диалоге формул вежливого обращения к окружающим (старшим, младшим, равным) и правил культурного диалога с ними;
- аудирование нормативных образцов русской устной речи (пение песен из фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиокниг, просмотр избранных кинофильмов);
- заучивание наизусть образцов нормативной русской речи (как поэтической, так и прозаической).
Разумеется, на этом этапе в жизни ребенка следует свести к минимуму влияние:
- телевизора;
- компьютера;
- «улицы»,
то есть всего того, что особенно часто приводит к заражению детей низкой и ненормативной лексикой. И очень важно, чтобы сами родители не подавали ребенку примера ненормативного словоупотребления, чтобы через них ребенок усваивал только нормативную, грамматически правильную и вежливую речь.
И напротив, надо всячески содействовать общению ребенка со взрослыми и другими детьми из среды, в которой пользование грамотной русской речью является нормой.
Эти меры, хотя и требуют специальных усилий, отнюдь не являются излишними – а на самом деле, без них реальное овладение нормативным русским языком в сегодняшних условиях попросту невозможно, потому что правильная устная речь является основой для правильной письменной речи. Без первого второго попросту не может быть. Если вы хотите, чтобы ребенок правильно писал – сперва он должен научиться правильно говорить. А дети в этот период учатся, прежде всего, через подражание – и важно, чтобы они находились среди «правильных» образцов.
ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...