О блоге

Приветствую вас на страницах блога Надежды Базаровой! Для кого он? Для всех, кого волнуют вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольного образования и учителя-логопеды могут воспользоваться ресурсами сайта, поделиться своим мнением, открыть для себя полезные ссылки. Родители смогут найти материалы по развитию речи, профилактике нарушений в речевом развитии и элементы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с речевыми недостатками. В блоге масса интересного: статьи различной тематики, фотографии, мастер-классы, новости детского сада "Ладушки" и многое другое. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения!

пятница, 27 января 2012 г.

Логопедический словарь

Привожу словарь медицинских терминов используемых логопедами. Кому непонятны, но любопытны происхождение и значение  некоторых терминов  может узнать их здесь.

  1. Аграмматизм (греч. agrammatos – нечленораздельный) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядочность речевой деятельности; при аграмматизме наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде чисел, «Телеграфный стиль» и пр.; аграмматизм возникает обычно в связи с афазией или алалией.
  2. Агнозия (а- + греч. gnosis – знание) – нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
  3. Аграфия (а- + греч. grapho – писать, изображать) – нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящие к полной не способности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; аграфия заключается в неумении соединять их слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
  4. Акалькулия (а- + лат. calculo – считать) – невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; акалькулия возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
  5. Алексия (а- + лат. lego – читаю) – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
  6. Афазия (а- + греч. phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
  7. Генез - происхождение, причина, корень.
  8. Гиперкинез (гипер- + греч. kinesis – движение) – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
  9. Гнозис - способность узнавать предмета.
  10. Девиация (фр. deviation, от лат. deviare – сбиваться с пути) - отклонение от нормального положения, строения.
  11. Дизъюнктивные звуки - противоположные по звучанию.
  12. Диссоциация (лат. dissociatio – разделение, разъединение, различие) – нарушение содружества функций.
  13. Дисфункция (дис- + функция) – нарушение функции системы, органа или ткани организма выражающееся неадекватностью реакции на действие раздражителей.
  14. Зеркальное письмо – 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
  15. Идеограмма (идео- + греч. gramma – запись) – условный письменный знак, обозначающий целое понятие.
  16. Идеограммное чтение - чтение хорошо знакомых слов.
  17. Импульсивность (лат. impulsus – толчок, побуждение) – форма поведения, обусловленная болезнью, особенностями склада личности или сложившейся ситуацией, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями побуждениями и протекают насильственно без высшего уровня контроля личности.
  18. Инертность (лат. iners, inertis – бездеятельный, вялый) – качество поведения, выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой.
  19. Интерференция (интер- + лат. ferio – ударяю, поражаю) - взаимодействие двух или большего числа процессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них.
  20. Кинестезия (кин- + греч. aisthesis – ощущение, чувство) – ощущение положения и перемещение частей тела в пространстве основанное на сигналах, поступающих от проприорецепторов.
  21. Контаминация (лат. contaminatio – смешение) – ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух и более слов (например., звукосочетание «белток» образовано соединением слов «белок» и «желток»).
  22. Миоклония ( мио- +греч. klonos – беспорядочное движение) - гиперкинез, характеризующийся быстрыми клоническими подергиваниями мышц или их отдельных пучков, возникающими как в покое, так и при движениях, но исчезающими во сне.
  23. Параграфия - искажение письма.
  24. Парафазия (пара- + греч. phases – речь) – нарушение речи, при котором неправильно употребляются отдельные звуки или слова.
  25. Парафазия вербальная (лат. verbum – слово) – парафазия характеризующаяся заменой необходимых слов другими не имеющими отношения к смыслу высказывания.
  26. Парафазия литеральная (лат. lit(t)era – буква) – парафазия характеризующаяся пропусками, ошибочной заменой или перестановкой некоторых звуков или слов в словах (например, молоко – «моколо», стол – «скол»).
  27. Пароксизм (греч. paroxysmos – острый приступ болезни) - внезапная появление или усиление признаков болезни на короткое время.
  28. Парциальный (лат. pars – часть) – частичный.
  29. Персеверация (лат. perseveratio – упроство) – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению, … действия мысли или переживания.
  30. Перцепция (восприятие) – психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира, в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое осязательной, вкусовое и обонятельное восприятие.
  31. Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
  32. Реципрокный - основанный на обратной связи.
  33. Синкретизм (греч. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние чего-либо; 2) сочетание противоречивых, явлений; 3) спутанное и недифференцированное восприятие ребенком различных элементов как единого целого.
  34. Семантика - смысловое содержание речи.
  35. Тактильный (лат. tactilis) – осязательный.
  36. Топический (греч. topos – место) местный.
  37. Тремор (лат. tremor – дрожание) – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д., при поражении нервной системы, может быть наследственным.
  38. Торпидность – вялость (лат. torpiaus – оцепенелый) – безразличный.
  39. Флексия - окончание.
  40. Эхолалия (эхо- + греч. laliа – речь, болтовня) – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз.

СЛОВАРЬ СОКРАЩЕНИЙ

1. ВПФ – высшие психические функции.
2. ЗПР – задержка психического развития.
3. ПИН – пограничная интеллектуальная недостаточность.
4. МППК – медико-психолого-педагогическая комиссия.
5. ДЦП – детский церебральный паралич.
6. ОНР – общее недоразвитие речи.
7. ЦНС – центральная нервная система.
8. ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
9. УО – умственная отсталость.
10. ЭЭГ – электроэнцефалография.
11. ППД – психолого-педагогическая диагностика.
12. ВНД – высшая нервная деятельность

2 комментария:

  1. А что такое Заикание???

    ОтветитьУдалить
  2. Медицинское название: дисфемия (dysphemia).
    Заикание (stammering, Stuttering).
    Человек, страдающий заиканием (stammerer).
    ЗАИКАНИЕ (логоневроз) - заболевание, при котором нет патологических изменений со стороны артикуляционного (речепроводящего) аппарата (гортани, голосовых связок, легких, губ, зубов, языка), нет повреждения участка головного мозга, управляющего актом речи, однако система управления речью работает несогласованно с артикуляционным аппаратом. Заикание - это результат спазма в одном или нескольких органах, задействованных в воспроизведении речи. Поток слов неожиданно прерывается. Возникает пауза. Иногда это бывает в результате быстрого повторения подряд звука, на котором человек первоначально остановился. Существует много степеней заикания. Это может быть как незначительная неспособность произнести конечные буквы или слоги, так и ситуация, когда спазм полностью сковывает мышцы языка и гортани. Очень часто причиной заикания становится эмоциональное волнение.
    Заикающемуся человеку обычно наибольшие неприятности доставляют взрывные согласные: "б", "п", "д", "т", "к", твердое "г". Эти согласные образуются в результате остановки движения воздуха и давления на губы с последующим неожиданным взрывом воздушного потока и выходом его через открытые губы. Заикание часто исправляется, если человек соблюдает правила чтения и медленно, тщательно проговаривает каждый слог.
    Как правило, заикание возникает в молодом возрасте, когда не полностью отработаны речевые автоматизмы. Способствуют развитию заикания стрессовые ситуации, с которыми ребенок сталкивается в детстве (испуг, смерть близкого, любимого животного, развод родителей, постоянные скандалы и пр.) Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке. Обычно заикающиеся люди хорошо поют и при пении не заикаются.
    Лечение. Лечением заикания занимаются логопеды и психотерапевты, поскольку заболевание носит в основном функциональный характер и не связано с истинным поражением речевого аппарата. Прогноз обычно благоприятный.

    Т.Б. Фадеева. Психические и нервные болезни: справочник врача.

    ОтветитьУдалить



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...