О блоге

Приветствую вас на страницах блога Надежды Базаровой! Для кого он? Для всех, кого волнуют вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольного образования и учителя-логопеды могут воспользоваться ресурсами сайта, поделиться своим мнением, открыть для себя полезные ссылки. Родители смогут найти материалы по развитию речи, профилактике нарушений в речевом развитии и элементы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с речевыми недостатками. В блоге масса интересного: статьи различной тематики, фотографии, мастер-классы, новости детского сада "Ладушки" и многое другое. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения!

пятница, 31 мая 2013 г.

Особенности работы учителя-логопеда на логопедическом пункте.

/Выступление на общем родительском собрании/
Основные задачи логопедического пункта

Основными задачами являются:
— своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
— определение их уровня и характера;
— коррекция нарушений в развитии устной речи;
— пропаганда необходимых  знаний по логопедии среди педагогических работников

Паспорт логопедического пункта

Паспорт логопункта включает в себя описание условий, материально-техническое, документальное и методическое оснащение кабинета учителя-логопеда.
 1. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало с источником дополнительного освещения; песочные часы – 5 минут; ватные палочки; наборы для звукового анализа, подборки стихов, игры и материалы для развития речевого дыхания детей и др.
2. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

  • материалы по обследованию речи детей;
  • методическая литература по коррекции звукопроизношения;
  • методическая литература по преодолению ФНР, ФФНР;
  • учебно-методическая литература по обучению грамоте;
  • пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
  • занимательное игровое обеспечение логопедических занятий: настольные игры (лото, пазлы и т.п.) игрушки, карандаши др.;
  • оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
  • оборудование, способствующее развитию слухового внимания
  • оборудование, способствующее развитию мелкой моторики.

3.  Зона ТСО (технических средств обучения). Компьютер с подбором детских презентаций по разным темам; диктофон.

4.  Игровая зона Предназначена для проведения развивающих игр, способствующих развитию неречевых процессов.

5. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшете “Советы логопеда”  и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Документация учителя-логопеда:

  • речевая карта на каждого ребенка;
  • журнал регистрации детей;
  • табель учёта посещаемости индивидуальных занятий;
  • перспективный  план работы логопеда;
  • календарный план работы;
  • тетради для индивидуальной работы;
  • лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия;
  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;
  • лист учета детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения;
  • индивидуальный план работы с ребёнком;
  • сетка занятий;
  • список детей;
  • отчет;
  • циклограмма;
  • хронограмма;
  • программно-методическое обеспечение.

Логопедический мониторинг.

       Коррекционная работа начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего на логопункт. Логопедический мониторинг проводится на основе тестовой методики Т.А Фотековой, адаптированной мною для детей старшего дошкольного возраста. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале коррекционной работы и в конце. На основе таблицы “Результаты обследования речи детей” составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль группы ( в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. Эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.
В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Тестовая методика диагностики устной речи детей разработана Т.А. Фотековой. Цель данной диагностики:
  • определение начального уровня развития речи;
  • уточнение структуры речевого дефекта и оценка тяжести нарушений разных сторон речи;
  • построение речевого профиля каждого ребенка и группы в целом;
  • комплектование подгрупп на основе общности дефекта;
  • оценка эффективности коррекционного воздействия.
Для обследования познавательных процессов и учебных навыков детей  используется методика предложенная Р.А. Кирьяновой.
Цель данной диагностики: 
  •  определение          уровня  развития восприятия, памяти, мышления, воображения;
  • оценка умения выполнять словесные инструкции, ориентировки на листе бумаги.
Для обследования речи  используются речевые пробы, предложенные Косиновой Е.А.  

Результаты обследования заносятся в речевую карту ребенка.

На основе  результатов первичного обследования разрабатывается индивидуальная план-программа коррекции и развития для каждого ребенка зачисленного на  логопедический пункт.

Структура логопедического занятия на этапе постановки звука

Тема: «Постановка звука …». 
Цели:
Образовательные (обучающие,развивающие): формирование понятия о
механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель»,...).
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ. 
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.

Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки, различные схемы и др.

Ход.
1.     Организационный момент. 
2.     Артикуляционная зарядка:
·        общие артикуляционные упражнения;
·        специальные артикуляционные упражнения;
·        упражнения по развитию силы голоса и выдоха. 
3.     Объявление темы занятия. 
4.     Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, с механическим воздействием). 
5.     Анализ артикуляции по плану:
·        положение губ;
·        положение зубов;
·        положение языка (кончика, спинки, корня);
·        участие голосовых складок;
·        характер выдыхаемой струи. 
6.     Закрепление изолированного звука: проговаривание, игры на звукоподражание.
7.     Развитие фонематического слуха:
·        опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
·        в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
·        в словах;
·        в предложениях;
·        в тексте.
8.     Закрепление произнесения звука в слогах.
9.     Домашнее задание. 
10.  Итог занятия:
·        повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
·        анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
·        заключительное проговаривание. 
11.  Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной   психологической направленностью.
      Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения: подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе.





пятница, 31 мая 2013 г.

Здравствуй, Лето!

ЗВЕЗДНОЕ ЛЕТО



Вся земля
Теплом согрета,
И по ней я бегу босиком.
Я пою,
И звезды лета
Светят мне даже днем, даже днем
 
Я так хочу,
 Чтобы лето не кончалось,
 Чтоб оно за мною мчалось,
 За мною вслед.
 Я так хочу,
 Чтобы маленьким и взрослым
 Удивительные звезды
 Дарили  свет.
 Лето! Ах, лето!
 Лето звездное звонче пой!
 Лето! Ах, лето!
 Лето звездное, будь со мной!

Дождь грибной
Играет в прятки
С ручейком и со мной, и со мной.
Ветерок,
Надев крылатку,
Манит в лес за собой, за собой.

Выше птиц
Взлететь хочу я,
Чтоб взглянуть с голубой высоты
На страну
Мою большую,
На леса, на луга и цветы.
И. Резник



1 комментарий:



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...