О блоге

Приветствую вас на страницах блога Надежды Базаровой! Для кого он? Для всех, кого волнуют вопросы развития и воспитания детей дошкольного возраста. Педагоги дошкольного образования и учителя-логопеды могут воспользоваться ресурсами сайта, поделиться своим мнением, открыть для себя полезные ссылки. Родители смогут найти материалы по развитию речи, профилактике нарушений в речевом развитии и элементы коррекционной работы для детей дошкольного возраста с речевыми недостатками. В блоге масса интересного: статьи различной тематики, фотографии, мастер-классы, новости детского сада "Ладушки" и многое другое. Желаю вам приятного и полезного времяпрепровождения!

пятница, 8 апреля 2011 г.

У ребенка проблемы с речью?

Некоторые дети имеют проблемы с речью. Основания их возникновения могут быть различными и поэтому очень важно определить причину задержки в речевом развитии. Вот некоторые способы, чтобы помочь определить причины мешающие ребенку говорить.

Определить, есть ли у ребенка проблемы с речью возможно уже с 2-х лет.
Важно, чтобы вы понаблюдали за ребенком и проанализировали результаты наблюдения, прежде чем принимать какие-то  меры. Ответьте на вопросы:  

1.  Ваш ребенок реагирует на окружающие его  звуки?
2.  Ваш ребенок понимает простые команды и инструкции без использования жестов?
Помните, что запас понимаемых ребенком слов (пассивный словарь) намного превышает словарь употребляемых им слов в самостоятельной речи (активный словарь). В возрасте двух лет дети уже способны понимать множество слов и простых команд.
3.  Если вы ответили положительно на первые два вопроса, чувствуете ли вы, что ребенок затрудняется в подборе слова или составлении предложения?
4.  Использует ли ребенок большое количество жестов, чтобы выразить себя?
5.  Ваш ребенок научился сидеть, стоять и ходить в соответствующем возрасте?
 Ответ на вопрос поможет вам понять, связана ли задержка речевого развития с общей задержкой в развитии.
6.  Очень важно, достаточно ли вы уделяете родительского внимания ребенку?
7.  Присутствует ли ребенок в процессе споров, скандалов родителей?
8.  Часто ли вы пытаетесь говорить, отвечать за ребенка?

После того, как вы проанализировали результаты наблюдения по названным выше пунктам, вы можете принять решение о необходимости консультации с логопедом. Но перед этим попробуйте исправить ситуацию сами.
 
Разговаривайте с ребенком.
Общайтесь со своим ребенком с помощью простых предложений обо всем, что происходит вокруг него. Если вы собираетесь на прогулку, обращайте внимание ребенка на все что его окружает. Говорите, например: "Какое большое дерево!" или "Теперь мы остановились, потому что свет стал красным".  Это всегда хорошая речевая практика. Чаще берите ребенка в интересные поездки, водите  в такие места, как зоопарк, цирк, пляж, парк. Они являются очень стимулирующими для развития речи. Не важно, если ребенок, по вашему мнению, еще не достиг того возраста, чтобы понять все то, что вы ему говорите. Важно то, что таким образом вы постепенно увеличиваете его словарный запас, знакомите с языком.
 
Первые слова.
Начните с коротких, легко произносимых слов, конкретных и практичных. Это имена существительные и глаголы, связанные с повседневной жизнью ребенка. Они, как правило, предпочтительнее, так как ребенок легко может их соотнести с конкретными предметами и действиями, которые ему хорошо знакомы. Затем можно приступить к более абстрактным словам.
 
Не спешите.
Когда вы общаетесь со своим ребенком, говорите в медленном темпе, используйте  паузы в соответствующие моменты.
 
Последовательность
В овладении ребенком правильной речью должна быть последовательность. Повторяйте речевые конструкции которым вы хотите обучить своего ребенка изо дня в день. 
Пример: хотите, чтобы ваш ребенок желал доброго утра каждый день, и спокойной ночи каждую ночь - возьмите в привычку самому говорить это ребенку.
 
Не говорите за ребенка.
Не лишайте ребенка возможности говорить самому и не позволяйте другим говорить за него, когда он пытается самостоятельно сформулировать фразу. Дайте малышу время, скажем несколько секунд, и если ему не удалось, только тогда помогите.
 
Хороший слушатель.
Обратите особое внимание на то, что дети очень быстро схватывают образцы речи взрослых, как правильной, так и не правильной. Поэтому, если вы хотите чтобы ваш ребенок подражал правильной речи - следите за своими высказываниями.
 
Читать вслух.
Читайте своему ребенок  как можно чаще хорошие книги по возрасту. В самом деле, возьмите себе в привычку читать хотя бы  по одной истории в день. Используйте книги с яркими иллюстрациями, они помогают  детскому восприятию прочитанного.
   
Детские стишки.
Научите ребенка чувствовать рифмы. Читайте чаще детские стихи и обыгрывайте их содержание когда это возможно. Придумывайте движения  соответствующие ритму стиха. Это позволит превратить  чтение или заучивание небольших стишков в большое удовольствие. Поощряйте ребенка повторять за вами, в то время как вы говорите рифмы.
 
Один язык.
Если вы двуязычная семья и если вы считаете, что ваш ребенок все еще испытывает трудности в овладении речью, стоит на время ограничиться в общении с ним на одном языке. Договоритесь, чтобы и другие члены семьи делали то же самое.
 
Выбор деятельности
Виды деятельности  наиболее подходящие  дошкольному возрасту должны быть творческими, продуктивными и подвижными. Помните, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Учите ребенка всему через игру!

Залог хорошего воспитания.
Обеспечьте  вашему ребенку удовлетворение физических потребностей, психологический и эмоциональный комфорт. Постарайтесь свести к минимуму потрясения семьи и эмоциональный стресс. Ребенок должен испытывать как можно больше положительных эмоций в течении дня.

Надежда Базарова.

2 комментария:



Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...