Консультация для родителей.
Отсутствие нескольких звуков или группы звуков, либо их искажение – это фонетическое недоразвитие речи. ФНР - нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.
Данный дефект не относится к тяжелым нарушениям речи, так-как нарушена не вся система языка, а только звуковая ее сторона. Дети подготовительных к школе групп, у которых остались не сформированными отдельные звуки, получают коррекционную помощь в условиях логопедического пункта.
В детском саду
«Ладушки», наряду с группами общеразвивающей направленности (12 групп), реализующими Основную образовательную программу дошкольного образования, (ООП ДО) функционируют две логопедические группы. Работа в этих группах
ведется по специальной коррекционной программе для детей с тяжелыми нарушениями
речи, к которым относится общее
недоразвитие речи (ОНР).
Механизм отбора детей, нуждающихся в специальных условиях (по специальной программе), работает следующим образом.
Механизм отбора детей, нуждающихся в специальных условиях (по специальной программе), работает следующим образом.
Специалисты детского
сада (учителя - логопеды, психолог, музыкальные руководители,
инструктор по физическому воспитанию) и воспитатели, работая в тесном контакте,
выявляют детей с особыми образовательными потребностями. Дети с ООП - это дети, которым по тем или иным причинам
необходимы дополнительные условия для комфортного обучения. К этой категории
могут быть причислены как дети с инвалидностью (физической или ментальной), так
и дети с отклонением в поведении, с нарушениями речи, слуха и т.п. Таким детям
нужны обходные пути получения знаний, умений
и навыков, которыми дошкольники, развивающиеся в пределах возрастной нормы, способны
овладеть по основной программе.
Выявив
таких детей, специалисты на консилиуме принимают решение, либо о необходимости
дополнительной работы в рамках основной образовательной программы детского сада, либо о направлении
на Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию. ТПМПК, проведя силами специалистов центра комплексное обследование,
выдает Заключение с присвоением ребенку статуса ОВЗ (ребенок с ограниченными возможностями здоровья), определением проблемы
(ОНР, ЗПР или др.) и определением рекомендуемой
программы обучения.
Специалисты детского сада не имеют
полномочий ТПМПК.
Только получив статус ОВЗ, документальное Заключение территориальной комиссии о том, что ребенок нуждается в создании специальных условий для получения образования, заключение логопеда «Ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Общее недоразвитие речи III уровня» дошкольник зачисляется на два года в логопедическую группу ДОУ для работы по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО для детей с ТНР).
Только получив статус ОВЗ, документальное Заключение территориальной комиссии о том, что ребенок нуждается в создании специальных условий для получения образования, заключение логопеда «Ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Общее недоразвитие речи III уровня» дошкольник зачисляется на два года в логопедическую группу ДОУ для работы по Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ДО для детей с ТНР).
АООП
– это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных
лиц.
Что же
такое ТНР и ОНР?
Грамотная
речь ребенка - это не только правильное произношение звуков. Это достаточный
(по возрасту) словарь, включающий номинативные слова, абстрактные и обобщающие
понятия, образные выражения и т.п. Это умение грамотно выстроить текст, согласовав
все члены предложения. Это способность пересказать текст, составить
описательный рассказ по картине, серии картин; способность к творческому
рассказу и рассказу из личного опыта.
Тяжелые нарушения речи (ТНР)
- это стойкие
специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического
и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения,
просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном
слухе и нормальном интеллекте.
Общее
недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается
формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли и другие признаки.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов), указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
— позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, в крайних случаях и к 5 годам;
— речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
— экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращённую к нему, не может сам правильно выразить свои мысли и другие признаки.
Степень
ОНР определяется уровнями. I уровень
ОНР – это дети с отсутствием речи. Общее недоразвитие речи III уровня - характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с
элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с
окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих
соответствующие пояснения в их речь. Например, “Мамой ездиля асьпак. А потом
ходиля де летька, там звяна. Потом асьпальки небили. Потом посьли пак”. (“С мамой
ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка - там обезьяна. Потом в зоопарке
не были. Потом пошли в парк”).
Отсутствие нескольких звуков или группы звуков, либо их искажение – это фонетическое недоразвитие речи. ФНР - нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата.
Данный дефект не относится к тяжелым нарушениям речи, так-как нарушена не вся система языка, а только звуковая ее сторона. Дети подготовительных к школе групп, у которых остались не сформированными отдельные звуки, получают коррекционную помощь в условиях логопедического пункта.
Если у
вашего ребенка нарушено произношение
звуков, то по таблице можно определить, обусловлено нарушение произношения возрастом
– физиологические замены звуков (что является нормой), либо становление звуков задерживается
в развитии (может быть обусловлено общим физическим недоразвитием, частыми соматическими
заболеваниями), либо это патологическое нарушение, что может быть связано с нарушением
восприятия звуков, недоразвитием фонематического слуха.
Уважаемые
родители! Если у вас остались вопросы по данной теме, обращайтесь
непосредственно за консультациями к специалистам или пишите на электронную
почту детского сада. Мы всегда готовы помочь вам в развитии и воспитании ваших
детей!
Комментариев нет:
Отправить комментарий