Уважаемые
родители, часто ли вы заглядываете в рот своему ребенку?
Даже
если ваш малыш не жалуется на состояние полости рта, это не должно вас
успокаивать.
Протестируйте себя, ответив
на ряд вопросов:
- Возникали ли у ребенка проблемы с сосанием груди?
- Может ли ваш малыш лизать мороженое широким языком?
- Может ли ваш ребенок щелкать или цокать языком "как скачет лошадка"?
- Может ли он показать вам широкий язык при открытом рте?
Уздечка языка
(подъязычная связка) – это
анатомический элемент слизистой оболочки рта. Она соединяет нижнюю часть языка
с дном ротовой полости. Именно благодаря этому анатомическому элементу человек
в состоянии двигать языком, а, следовательно, жевать и разговаривать.
Попросите
вашего ребенка почистить зубки языком. Сначала необходимо широко открыть рот, а
затем поставить язык за верхние зубы. Делаем движения кончиком языка
вправо-влево – «чистим зубки», имитируя движения щеткой, и производим чистящие
движения или «щекочем зубки».
Если ребенок не в состоянии дотянуться до верхних зубов,
а тем более к альвеолам (месту крепления зубов к тканям челюсти) – это
сигнал для родителей!
Подъязычная
связка не позволяющая достаточно
поднять язык к верхним зубам, частая причина неправильного произношения
переднеязычных альвеолярных согласных звуков
русского языка [Р], [Л] и их
мягких пар.
Подъем языка
1. Достаточный 2. Недостаточный
На фотографии №2 видно, что связка
прирощена до самого кончика языка и ограничивает его движения.
Теперь о прикусе.
Прикус – это взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного ряда промежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.
Прикус – это взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей. Правильный прикус характеризуется тем, что нижние зубы приблизительно на одну треть закрываются верхним рядом. Одноименные зубы верхних и нижних рядов контактируют и между зубами одного ряда промежутки отсутствуют. Средняя линия лица находится между центральными резцами нижнего и верхнего рядов. Такой прикус называют еще нормальным или физиологическим.
Виды прикусов (схема): а — основные виды прикуса: 1 —
ортогнатический (норма); 2 — прямой; 3 — бипрогнатический (норма); б — основные
виды патологического прикуса: 1 — глубокий; 2 — открытый; 3 — прогения.
При неправильном прикусе
артикулируемые фонемы могут звучать искаженно. Такие виды дефектов зубного ряда, как открытый
боковой или передний прикус, прогнатия или прогения, глубокий, прямой или
перекрестный прикус, чаще всего приводят к различным дефектам речи.
Открытый передний прикус
Открытый передний прикус — при
смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остаётся щель большей
или меньшей величины. При артикулировании ряда звуков в эту щель как бы
невольно просовывается кончик языка. Свистящим и шипящим звукам это придаёт
неприятный оттенок «шепелявости». Аналогичная картина бывает и при полном
отсутствии передних зубов, в частности во время их возрастной смены у детей.
Открытый боковой прикус — при смыкании резцов между коренными
зубами с одной или с обеих сторон остаётся щель, через которую происходит
утечка воздуха. Это придаёт многим звукам (чаще всего свистящим и шипящим)
неприятный для слуха боковой или «хлюпающий» оттенок. Этот оттенок приобретают
иногда и другие звуки (Р, К, Г, X).
Аденоиды
Аденоиды —
избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному
носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Часто повторяющиеся болезни
носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
Меняется ритм дыхания. Частые
короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка
постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, что приводит к
повышенной утомляемости, снижению работоспособности, внимания, памяти; при этом
изменяются все психические процессы.
Эти особенности развития неизбежно
ведут за собой речевые нарушения у
детей. Во-первых,
происходит изменение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха, фраза
неожиданно прерывается, для того чтобы сделать дополнительный вдох. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи. В
дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения,
слова, слога.
Во-вторых, у ребенка изменяется голос, приобретая носовой оттенок. Меняется тембр голоса: он
становится глухим, невыразительным. Это приводит:
·
к нечеткому произнесению гласных
звуков под ударением (дама=дыма) и, следовательно, к трудностям
выделения гласных на фоне слова, т. е. кнарушению
фонематического анализа, что влечет за собой трудности овладения письмом
в школьном возрасте;
·
к трудностям различения таких
звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мама= баба, мебель=небель, день=нень);
·
к трудностям различения звонких и
глухих согласных из-за глухости голоса, что неизбежно отразится на письме
ребенка.
В-третьих, аденоиды у детей являются причиной слабости речевого
аппарата, что проявляется:
·
в повышенном слюноотделении;
·
в слабости мышц языка, которое
приводит к нарушению произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)
·
приводит к патологическим изменениям
в строении речевого аппарата.
Мы рассмотрели наиболее частые и
не глубокие патологии в органах,
образующих звуки (и влияющих на их образование), на которые чаще всего не
обращают внимание взрослые. Более грубые
патологии (расщелина неба, губы и др.) трудно
не заметить, и о них сегодня мы не говорим. Но перечисленные выше дефекты не
менее серьезны.
Не забывайте, уважаемые родители,
что от вас, в первую очередь, зависит физиологическое и психологическое состояние
ваших детей. Дефекты физиологические не только оказывают влияние на нормальное
функционирование организма. Их внешние проявления способны сильно повлиять на сохранность
психического здоровья и ощущение полноценности в целом.
Что делать?
Обратитесь к специалистам:
стоматолог, ортодонт, логопед, отоларинголог
и др. Лучше обратиться к нескольким специалистам – так вы
услышите разное мнение по поводу вашей проблемы («Одна голова хорошо, а две лучше» – народная мудрость).
В детском возрасте все
исправляется легче и быстрее. Чем меньше ребенок, тем пластичнее его организм и
больше возможностей для коррекции.
Не
откладывайте проблему на потом. Помните, что счастье ваших детей в ваших руках!
Комментариев нет:
Отправить комментарий